Круглосуточная диспетчерская служба
(3452) 688-085

Контроль качества
(3452) 900-156

Поиск дома

 
 

"Мы не можем застраховаться от аварий, но должны быть готовы их ликвидировать"

Существует шутка о том, что у коммунальщиков всего два дела — отопительный период и подготовка к нему. За этими простыми словами стоит огромная работа, обеспечивающая жизнеспособность городов, областей и страны в целом. О том, как проходила подготовка к зиме-2013 в нашем регионе, нам рассказал заместитель Губернатора по вопросам ЖКХ Вячеслав Вахрин. - Вячеслав Михайлович, что было сделано в рамках подготовки к новому отопительному сезону этим летом? - В ходе подготовки к осеннее-зимнему периоду 2012-2013 гг. были выполнены работы по ремонту и замене оборудования на 91 котельной, ремонту и реконструкции 105 километров тепловых, 140 километров водопроводных и порядка 9 километров канализационных сетей. Это существенно больше, чем в прошлом году, когда ремонту подверглись 61,4 километра тепловых, 119,6 километров водопроводных и 8,7 километров канализационных сетей.  Все паспорта и акты готовности были предоставлены в Департамент жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области до 15 сентября, благодаря этому уже 21 сентября был подписан паспорт готовности Тюменской области к отопительному сезону. Таким, образом, в этом году мы получили стопроцентную готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области на 9 дней раньше, чем в прошлом году. Для предупреждения чрезвычайных ситуаций, связанных с прекращением электроснабжения, в муниципальных образованиях Тюменской области имеются 129 стационарных и 55 передвижных дизельных электростанций на колесном шасси. В 2012 году продолжается оснащение объектов жизнеобеспечения резервными источниками электроснабжения.  На мероприятия по подготовке к осенне-зимнему периоду израсходованы средства консолидированного бюджета в размере более 675 млн. рублей, что на 3 % превышает прошлогодний объем финансирования и на 9% объем финансирования, выделенный на подготовку к осенне-зимнему периоду 2010-2011 годов.  - Каков прогноз аварийности на предстоящую зиму? - Абсолютно никакого прогноза я давать не берусь. По количеству потраченных денежных средств можно говорить, что подготовительных работ было выполнено больше, поэтому есть надежда, что системы будут работать устойчивее и аварийных ситуаций будет меньше. С другой стороны, на предстоящую зиму синоптики дают плохой прогноз — они обещают нам очень холодную зиму с резкими перепадами температур. А температурные перепады чреваты движениями грунтов и вызывают проблемы с объектами жизнеобеспечения. Вот кто бы мог подумать, что малоснежная зима прошлого года приведет  Курганскую область к коммунальному кризису из-за промерзания систем водоснабжения. Ведь наши курганские коллеги работали, готовились к зиме, а природа внесла свои коррективы. Погода - это вечные неожиданности. Но не только и не столько в климатических условиях дело. Коммунальный комплекс не бывает вообще без аварий- это же очевидно.  Другое дело, насколько мы готовы к их ликвидации. А мы сегодня можем констатировать факт высокой готовности к быстрому реагированию. Сейчас у нас в регионе 186 аварийно-восстановительных бригад, в которых задействованы 1760 человек. Запасы по углю и нефти в нашем регионе существенно выше нормативных, а аварийные источники энергоснабжения у нас имеются. Поэтому аварийные ситуации мы можем быстро ликвидировать и людей в беде не оставить. Хотя конечно, из года в год мы стремимся снижать количество инцидентов, стараясь максимально модернизировать коммунальную инфраструктуру. - Подготовка к зиме — процесс сложный, в нем задействовано много сторон. Кто из участников несет наибольшую ответственность за него? - На этот вопрос нет однозначного ответа. По закону за подготовку своей квартиры и общедомового имущества к зиме отвечают сами собственники. Однако когда они выбирают способ управления, определяют размер платы за содержание общего имущества и заключают договор с управляющей компанией, ответственность переходит к ней. Управляющая компания готовит дома к зиме, согласовывая этот процесс с органами местного самоуправления, а те, в свою очередь, координирует и контролирует подготовку очередного осенне-зимнего периода и несет ответственность за обеспечение жителей всеми коммунальными ресурсами в зависимости от степени благоустройства домов.  Исторически так сложилось, что все объекты жизнеобеспечения строились на бюджетные деньги, и их функционирование финансировала власть. А теперь объекты коммунального комплекса могут сдаваться в аренду, выкупаться, в этой сфере нет монополии государственного или муниципального владения. Это нормальное развитие ситуации, потому что государственно- частное партнерство, возможность привлечения инвестиций, коммерческая инициатива- факторы, позволяющие решать проблемы хронического недофинансирования  коммунальной сферы. Однако на этом фоне возникают проблемы законодательной неурегулированности, когда орган местного самоуправления обязан обеспечить энергоснабжение на своей территории, а у него собственных инструментов для этого нет – имущественный комплекс в частной собственности и параметров оперативного влияния на процесс не так и много. Выход из этой ситуации заключается в том, что у власти должны оставаться  законные и действенные рычаги воздействия на процесс обеспечения коммунальными услугами, кто бы их не оказывал, и гарантии коллективной безопасности от любой недобросовестности в этой сфере должны быть безусловным приоритетом.   Подготовка к зиме в нашей стране носит политический характер. Реформирование сферы ЖКХ не завершено, класс эффективных собственников жилья не создан, потребители рассчитывают на участие власти в их судьбе и судьбе их общедолевой собственности. Поэтому  если власть не будет контролировать процессы подготовки многоквартирных домов к сезонной эксплуатации, то сами собственники могут об этом и не позаботиться, на чем-то просто сэкономить и осознать проблему когда зимой не будет тепла, что, безусловно, создаст социальное напряжение для большого числа семей, которых власть должна будет спасать. Без рождения сознания собственника и личного интереса к содержанию своего имущества - этот круг замкнутый.   Поэтому для государства так важно и обеспечивать контроль как на уровне органов местного самоуправления, на уровне субъекта РФ, так  и на уровне федеральных министерств и ведомств,  правительства страны и президента, а также и формировать класс эффективных собственников, делать систему ЖКХ понятной и прозрачной. В ходе подготовки к зиме может возникать множество проблем и нестыковок - то погода не позволяет вести работы, то вовремя не заключили договор с подрядчиками, то деньги еще не поступили, то выяснили, что сети оказались сильно изношены и требуют замены… В итоге бывает всякое - от разгильдяйства и безалаберности до объективных трудностей, когда сроки выполнения работ срываются не по злому умыслу. Часть таких проблем решается через организацию взаимодействия и грамотное планирование, то есть на системной основе. Некоторые трудность требуют оперативного вмешательства и срочного поиска путей решения. Зачастую приходится решать формально несвойственные власти задачи. Например, заниматься проблемами долгов за топливно-энергетические ресурсы, когда два хозяйствующих субъекта не могут наладить свои финансовые взаимоотношения. Они могут заниматься судебными тяжбами, но за этими разбирательствами живые люди, которые могут остаться без тепла.  - Как изменилась психология потребителя за последние годы? - К сожалению, психология собственника меняется очень медленно. Это связано с тем, что владельцами квартир через приватизацию мы стали быстро, а общее имущество своим не признали.  На заре приватизации подъезды, крыши и подвалы по-прежнему содержали органы местного самоуправления, поэтому собственник свои права на квартиру осознал, а обязанности содержать общее имущество своего дома - нет. Многие и плату-то за жилое помещение воспринимают как квартплату в старые времена, то есть как плату за найм муниципального жилья. Однако плата за жилое помещение для собственника - это плата не за квартиру, а за содержание и ремонт общего имущества, доля в котором пропорциональна площади квартиры. И надо понимать, что если жильцы испортят свой подъезд, его будут восстанавливать за их же счет. А у нас лишь единицы собственников читали договор управления и знают график уборки подъезда.  Пока в России нет цивилизованного отношения к своей собственности, власти обязаны держать руку на пульсе, контролируя подготовку жилищного фонда к зиме и профилактируя ситуации, вызванные безответственностью отдельных собственников и компаний.


02.12.-0001